- Две концепции Силы
Существуют две базовые концепции Силы, каждая из которых может существовать в различных вариантах, несколько отличающихся друг от друга. Первая (примерный синоним слов "Бог", "Законы Природы", "Великое Оно" и особенно "Дао") - некие фундаментальные принципы существования Вселенной или некая основополагающая "первоматерия", "первоэнергия", лежащая в основе всего Мироздания (опр. 1). Вторая (примерный аналог слов "ци", "магические способности" и т. д.) - внутренние способности, позволяющие воздействовать на окружающий мир, изменяя его в соответствии со своей Волей (опр. 2). Относительно первого - самое точное определение есть в "Дао Дэ Цзин" (если заменить слово "Дао" на слово "Сила"): Сила, которая может быть названа словами, не есть настоящая Сила (опр. 3). И, исходя из этих двух определений (1 и 3), говорить о чём-то, что не является Силой, бессмысленно (следовательно, бессмысленно и давать какое-то дополнительное определение и тому, что является Силой в этом значении слова): Сила - это источник, первооснова и составляющая часть всего сущего, проводник всех энергий. Что касается второго определения (2), то оно является следствием из Кроулевского определения Магии как искусства изменять мир согласно своей Воле (опр. 4), и здесь мы совершенно вправе говорить о том, какие действия и явления являются проявлением Силы, а какие - нет, для этого достаточно только узнать, было то или иное действие осуществлением чьей-либо Воли.
Например, дать кому-то по лицу - Сила, позволить кому-то дать себе по лицу - тоже Сила, получить по лицу - не-Сила. Телекинез - Сила, полтергейст - не-Сила (во всяком случае, не-Сила для человека, в присутствии которого он случается, если на то не было его сознательной Воли). Употреблять алкоголь для достижения расслабления, для боевых тренировок, для получения изменённого состояния сознания, для того, чтобы "забыться", для того, чтобы было весело - Сила, не употреблять алкоголь для того, чтобы развиваться, для того, чтобы не потерять над собой контроль - Сила, употреблять алкоголь, потому что не можешь не употреблять, употреблять алкоголь, потому что другие употребляют - не-Сила, не употреблять, потому что это запрещает Коран, потому что родители не разрешают, потому что иначе сорвёшься, потому что это вредно - не-Сила.
Т. о., чтобы определить действие как проявление Силы, должны быть соблюдены следующие условия:
- условие цели: человек должен знать, какой результат он желает получить;
- условие средства: человек должен воспринимать своё действие/бездействие как средство для достижения этой цели;
- условие осознанности: человек должен сознательно и по собственной воле стремиться к осуществлению данной цели с помощью данного средства.
Теперь резюмируя. На первый взгляд, эти две концепции Силы - совершенно разные концепции. Что же их роднит? А роднит их то, что достижение некой гармонии с Силой (1) ведёт к росту Силы (2), а рост Силы (2) - к гармонии с Силой (1). Т. е., это, фактически, проявления одного и того же явления, но первое - в макрокосме, второе - в микрокосме. Причём ещё один важный момент: движение от достижения гармонии Силы (1) к развитию Силы (2) есть Путь иньский (в данном случае = пассивный, = мистический, = Светлый, = Джедайский: в качестве примера см. просветлённых личностей, которые умели творить "чудеса", т. е. демонстрировать высокий уровень Силы (2)), движение от развития Силы (2) к достижению гармонии с Силой (1) - Путь янский (в данном случае = янский, = активный, = магический, = Тёмный, = Ситховский: в качестве примеров см. известных магов, в конце концов приходящих к мистическому осознанию Мира). Как Тёмный и Светлый Пути, как корпускулярно-волновая теория света, как Инь и Ян, две концепции Силы - не противоречащие друг другу системы, а гармоничное единство взглядов с двух сторон на одно и то же явление.
- Да пребудет с вами Великая Сила!
| |
|